Искупление во Христе Иисусе, – это одна из ключевых истин Библии, которую мы по существу познаём в течении всей жизни. Эта истина весьма многогранна и требует самого серьёзного внимания с точки зрения практического богословия, но не всегда это возможно. К тому же, невозможно объять необъятное, поэтому просто предлагаю вниманию читателей два мидраша на тему искупления.
Искупление: общее или личное?
Искупление во Христе представляется в свете Писаний, как индивидуальным, так и касающемся целой страны. Возможно, вы помните восклицание Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающеюся кожу мою». Обратите внимание на то, что эти слова Иова носят сугубо индивидуальный характер и связаны исключительно с его судьбой в день грядущий. По существу, эти слова Иова сродни тому, что ныне часто говорим с кафедры (и не только с кафедры) мы. А мы часто проповедуем о том, что Господь искупил нас всех и каждого в отдельности и что каждый из нас должен войти в благословение искупления во Христе Иисусе лично, персонально, индивидуально. Нет сомнений в том, что эти слова верны, но при этом весьма часто мы понятия толком не имеем, от чего конкретно мы искуплены, и с какой практической целью! А ведь это отнюдь не праздный вопрос, ибо во многом ответ на него даёт нам будущность и надежду.
В этой связи вспоминается слово Божие у пророка Захарии, где написано, что «…вот камень тот, который положил Я пред Йеошуей; на одном камне семь глаз; вот Я делаю резьбу на нем, – слово Господа Ц-ваота, – и сниму грех страны той в один день». О какой стране идёт речь? Естественно, что речь идёт о стране Израиля. И здесь мы видим действие Божие касающиеся целой страны! По существу это величественная картина Божьего искупления во Христе Иисусе, Мессии-Искупителе Израиля, Спасителе мира! Собственно говоря, весь контекст пророка Захарии отображает процесс искупления страны Израилевой в целом, и процесс искупления каждого Израильтянина в отдельности. Таким образом, Господь дарует искупление, как отдельно взятому верующему, так и целым народам. Но всё это становится доступным чрез искупление Израиля.
Мы ведь чаще проповедуем и учим о личном искуплении, о личном спасении и т.п. нюансах. Это всё правильно и верно, тем не менее, это всего лишь часть того, чему учат Писания по этим вопросам. Мы часто можем видеть в Писаниях ситуации, когда Господь, взаимодействуя с конкретным человеком, в действительности действует в более значимом контексте, нежели жизнь конкретного человека. Так было и с Авраамом, и с Иаковом, и с Моисеем, и с Давидом. И даже в служении апостола Павла мы можем видеть действие принципа, о котором говорим. Давайте обратимся к Писаниям и посмотрим, как это действует. А начнём мы с вами с апостола Павла. В книге Деяния рассказывается, как Павел и Сила были заключены в тюрьму по причине того, что кто-то там без дохода от служанки своей остался. И вот они уже в тюрьме:
Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, и слушали их узники. Но вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебались основания тюрьмы. Тотчас отворились все двери, и со всех спали оковы. А тюремщик, проснувшись и увидев, что двери тюрьмы отворены, выхватил меч и хотел себя убить, думая, что узники бежали. Но Павел крикнул громким голосом: не делай себе никакого зла; мы, ведь, все здесь. Потребовав огня, он вбежал и в трепете пал перед Павлом и Силой на землю, и, выведя их вон, сказал: господа мои, что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: уверуй в Господа Иисуса и будешь спасен ты и дом твой. И проповедовали ему слово Господне и всем, кто в доме его.
Пожалуйста, обратите ваше внимание на то, в какой форме тюремщик задал вопрос о спасении: «что МНЕ делать, чтобы спастись?»! Несомненно, человек осознаёт свою конкретную нужду в конкретной ситуации. Но посмотрите, как отвечает ему Павел и Сила: «уверуй в Господа Иисуса и будешь спасён Ты И Дом Твой»! Видите, как расширяется контекст? Господь чрез Павла и Силу удовлетворяет не только потребность самого стражника, а так же и дома его! В этом весь Господь, дарующий спасение Своё!
А теперь, давайте посмотрим на историю Авраама и выясним, на сколько далеко пошёл Господь в удовлетворении конкретной нужды этого потрясающего человека Своего. Для этого мы обратимся с вами к книге «В начале», это первая книга Библии. После того, как Аврам спас своего племянника случилось следующее:
После сих происшествий, было слово Адоная к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Господи Адонай! что Ты дашь мне? я отхожу, бездетен; за домом моим смотрит этот Элиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот Ты не дал мне детей; и вот домочадец мой будет моим наследником. И се слово Адоная к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его на двор, и сказал: посмотри на небеса, и сочти звезды; можешь ли ты счесть их? И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Адонаю, и Он вменил ему это в праведность.
Обратите внимание на то, что Авраама волновал тот факт, что поскольку у него не было детей, его слуга оказывался в качестве наследника «первой очереди», что абсолютно не устраивало Авраама. Господь же не просто сказал, что у Авраама будет наследник, а показал ему более многочисленное потомство чрез наследника, который произойдёт из его (Авраама) недр! И здесь, мы видим действие того же принципа: действие Божие с конкретным человеком в более существенном контексте, чем жизнь этого самого человека. Так было в жизни Авраама, Иакова, Моисея, Давида, Павла и многих других. По существу времени не хватит, что бы рассказать обо всех тех, кто был в ситуациях аналогичной, описанной выше. Тем не менее, важность действия Божия в контексте более широких событий и с прицелом на перспективу, полагаю, более чем очевидна.
Собственно говоря, мы можем ещё поговорить и о Давиде, и о Моисее, и о многих других, чтобы показать действия Божие в глобальном контексте, но не будем отнимать время друг друга и приступим непосредственно к выводам по этому вопросу. А вывод достаточно прост: Бог действует в контексте локальных событий, преобразовывая эти события в стратегическую перспективу, которая берёт своё начало в Боге и в Боге имеет завершение!
Искупление и Тора
Мы все прекрасно знаем о том, что Йешуа искупил нас от проклятия закона Моисея. По существу, это действительно так. Мы проповедуем это, учим этому и наставляем об этом в вере. И это всё верно, тем не менее такой подход является одной из граней учения об искуплении в Йешуа. Как правило, в качестве ключевого текста мы используем слова апостола Павла в послании к Галатам, где написано, что «Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий висящий на древе, чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру». Дело в том, что мы чаще всего акцентируем внимание паствы на индивидуальном характере искупления и при этом не разъясняем верующим о каких «язычниках» идёт речь и о каких «нас» говорит апостол Павел. Важно понимать, что эти вопросы не являются праздными, а, напротив, весьма существенными, ибо ответ на эти вопросы в свете Писаний позволяет лучше понять суть логики рассуждений апостола Павла по отношению Закона Моисея и искупления. А логика апостола более чем проста, ясна и недвусмысленна: Йешуа искупил Израиль, посредством чего на язычников распространилось благословение Авраама, чтобы и евреи и язычники могли получить Духа Святого, Который был обещан Господом, чрез веру! В случае не искупления Израиля язычники не имели бы права на спасение по вере в Мессию. А в связи с тем, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», мы видим, что искупление, совершённое Мессией Йешуа является правовым актом, действие которого распространяется на прошлое, настоящие и будущее всякого искупленного Им, как еврея, так и язычника. И это по существу необратимое действие Божие в котором у Господа нет оснований раскаиваться, как и написано: «раскаяния в том не будет у Меня»!
1 комментарий
Вот таких бы статей да побольше, что бы прочитали и могли порассуждать те кто считает, что Израиль присоединится к ним, а не они к Израилю.
Благословений Вам Виктор. Спасибо за статью.
С уважением Дмитрий.